Как оформляется регистрация строительства
Приобретение земельного участка в сельской местности – первый шаг к переселению из города на лоно природы. Следующим шагом будет возведение своего дома. Но ещё до первого колышка надо разобраться в том, как оформляется регистрация строительства.
Подготовка к строительству
В случае отсутствия закреплённых границ на местности следует обратиться в геодезическую фирму для выполнения работ по выносу поворотных точек в натуру. При этом следует за 7 дней до геодезических работ оповестить соседей: вполне возможно, что их заборы были установлены произвольно и требуется корректировка фактических границ согласно документу.
У объекта индивидуального жилищного строительства (ИЖС) не выше 3 этажей проектная документация не подвергается экспертизе. Но сам проект следует заказывать в профильной организации.
Приобретать проекты-«картинки» из интернета по супернизким ценам не следует – затраты на привязку «сырого» проекта к местным условиям могут себя не оправдать.
Не следует экономить на стадии эскизного проектирования, тогда пожелания заказчика и профессиональные советы архитектора-конструктора объединятся в предварительном чертеже-наброске. И уже на основании этого эскиза будут разрабатываться рабочие чертежи жилого дома.
Инженерная инфраструктура (электричество, канализация, водоснабжение) тоже должна найти своё отображение в проектном решении здания. Это позволит позднее, при оформлении разрешения на ввод дома в эксплуатацию, избежать проблем с контролирующими организациями (СЭС, пожарная служба).
Документы можно оформить в районном отделе архитектуры или в многофункциональном центре (МФЦ). Во многих случаях некоторые документы не требуются от заявителя. Они могут получаться по межведомственному взаимодействию органов власти.
Для оформления регистрации строительства дома всегда будут требоваться:
- паспорт собственника или доверенного лица, который занимается оформлением;
- нотариальная копия доверенности на доверителя;
- нотариальная копия договора купли-продажи.
Ксерокопии данных документов заявитель должен иметь при обращении в регистрирующие организации.
Оформление разрешения на строительство
Для регистрации строительства необходимы градостроительный план земельного участка (ГПЗУ) и схема планировочной организации земельного участка (СПОЗУ).
Если СПОЗУ можно выполнить самому – взять план участка и вручную нанести местоположение проектируемого дома с необходимыми пояснениями, то ГПЗУ необходимо заказывать в районной администрации.
Для этого застройщик с заявлением обращается в отдел архитектуры. На ГПЗУ будет нанесён земельный участок с его границами и координатными точками; определены минимальные разрешённые отступы от дорог, коммуникаций; установлена категория использования земли; информация о местах подключения к инженерным коммуникациям.
Виды и требования строительного контроля, а также какими законодательными актами он регулируется, описаны здесь. О современных методах строительства домов под ключ читайте тут.
После получения плана и изготовления планировочной схемы для выдачи разрешения на строительство дома в районную администрацию подаются:
- заявление, где будут указаны проектные данные дома: общая площадь, количество этажей и высота строения;
- ГПЗУ;
- СПОЗУ.
Рассмотрение представленных документов длится 10 дней, затем выдаётся разрешение на строительство дома. Оно будет действовать в течение 10 лет и не переоформляться, если сменится собственник – оно «привязывается» к дому, а не к собственнику. В районную организацию сообщаются только сведения о новом владельце.
Оформление документов во время строительства
На начальном этапе регистрации строительства следует заняться присвоением почтового адреса. Собственнику для этого надо обратиться с заявлением и кадастровым паспортом в районную администрацию.
Возведение дома может производиться своими силами или по договору со строительной организацией. В первом случае строительные работы завершатся оформлением технического плана здания. Во втором - целесообразно оформить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
ВАЖНО: С 1.03.2018 года представление разрешения на ввод станет обязательным.
Строители произведут работы по проекту и в соответствии с требованиями тех. регламентов, о чём при сдаче подпишут документ. Также с подрядной организацией будет оформлен акт сдачи объекта со всеми актами на скрытые работы, произведёнными в процессе строительства.
Собственник для кадастрового учёта готовит технический план, привлекая к работе аккредитованного кадастрового инженера. Для этого, как минимум, конструктивные элементы здания должны быть смонтированы, стены оштукатурены, основание пола подготовлено, работы по монтажу потолочных систем выполнены.
Для кадастрового инженера главное корректно произвести замеры помещений здания для вычисления площадей. Для описания отделки дома инженер может взять данные из проекта, если отделочные работы не будут к тому времени завершены. Также он определяет и заносит в документ координаты поворотных точек здания.
Наличие технического плана даёт возможность постановки возведённого здания на кадастровый учёт в Росреестр. Собственник в Регистрационную палату представляет:
- заявление;
- технический план;
- кадастровую выписку;
- выписку об отсутствии в реестре сведений о доме;
- распоряжение о присвоении адреса.
Сдача объекта и оформление в собственность
После проведения всех строительных работ застройщик готовит дом для сдачи в эксплуатацию. Необходимо произвести уборку помещений, вывезти строительный мусор, убедиться в исправности электрических приборов и оборудования, в отсутствии горючих материалов вблизи дымоходов. Установку камина, если он предполагается, лучше произвести позднее, во избежание лишних вопросов пожарной инспекции.
Разрешение на ввод оформляется заключительным документом регистрации строительства. Его застройщик получает при предъявлении в отдел архитектуры следующих документов:
- разрешения на строительство;
- тех. плана здания;
- ГПЗУ;
- СПОЗУ;
- документа соответствия объекта тех. регламентам.
При вынесении положительного решения о вводе объекта в эксплуатацию специалист районной администрации проводит осмотр построенного здания. В ходе осмотра проверяется соответствие требованиям разрешения о строительстве, ГПЗУ, СПОЗУ и проектной документации, а также оснащённость приборами учёта с последующим составлением акта.
Представители других контролирующих организаций приглашаются застройщиком отдельно. По итогам их проверок составляются документы, которые застройщик передаёт в администрацию. При положительном решении подготовленное районной администрацией разрешение вручается заявителю.
Для вступления в права собственности возведённого здания необходимо в Росреестр представить разрешение на ввод объекта, договор купли-продажи земельного участка, кадастровый паспорт, оплатить госпошлину. В назначенное время прийти за выпиской из ЕГРП. Выписка из ЕГРП делает собственника земельного участка полноправным собственником жилого дома.
Все этапы регистрации строительства завершены. Неоценимый опыт в оформлении документов для строительства дома приобретён.